Функциональная грамотность, которая сформирована через формат PISA, включает в себя основные и дополнительные компоненты, к которым относятся читательская, естественно-научная, математическая, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции.
Особенность инструментария формирования функциональной грамотности в школе заключается в следующем:- Создание ситуаций, инициирующих и мотивирующих учащихся на практическую учебную деятельность.
- Актуализация предметных знаний и жизненного опыта учащихся для решения практических, личностно значимых задач. Когда решается контекстная и ситуативная задача, ученики ощущают значимость проделанной работы, появляется желание учиться. Это является одним из важнейших аспектов при формировании функциональной грамотности.
- Приобретение опыта успешной деятельности, решения проблем, принятия решений, позитивного поведения в реальной жизни.
- Поисковую активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
- Учение в общении или учебное сотрудничество. Задания на работу в парах или малых группах.
- Оценочная самостоятельность школьников, самоконтроль и взаимопроверка.
В чем принципы создания заданий PISA?Во всех заданиях основополагающей является работа с текстом – читательская грамотность. Важно правильно видеть смысл, оценивать и интерпретировать текстовый материал. Что касается математической грамотности – важно формулировать, применять и оценивать результат с позиций математики и реального опыта. Естественно-научная грамотность предполагает способность давать научные объяснения, применять естественно-научные методы исследования и интерпретировать полученные выводы.
Прежде чем говорить о результатах развития функциональной грамотности у учащихся, нужно проработать этот вопрос с педагогами. Необходимо их мотивировать, показать, каким образом отличается дидактика практико-ориентированных заданий PISA от тех заданий, к которым они привыкли.